Приёмы в здоровьесберегающих технологиях

В здоровьесберегающих технологиях используют 4 группы приемов:
  1. Защитно-профилактические
  2. Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастики; массаж, самомассаж; психогимнастика).
  3. Стимулирующие (приемы психотерапии, фитотерапии, цветотерапии, песочной терапии).
  4. Информационно-обучающие.
В коррекционно-развивающей работе широко используются компенсаторно-нейтрализующие приемы:
Развивающие кинезиологические упражнения, направлены на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений с опорой на компенсаторные возможности ребенка. Они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

Правильная организация учебной деятельности и коррекционного процесса сохраняет работоспособность, исключается переутомление обучающихся.

В организации и проведении занятия (урока) педагогу необходимо учитывать:
  1. Обстановку и гигиенические условия в группе (классе, кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения помещения и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
  2. Число видов учебной деятельности должно быть - 4-7 видов за занятие: беседа, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, выполнение практических заданий и т.д. Частые смены одной деятельности другой требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий. Смена вида деятельности должна происходить в зависимости от возрастных особенностей детей. Ориентировочная норма для дошкольников - через 2-5 минут, для учащихся - 8-12 минут. Число видов преподавания не менее трех: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Чередование видов преподавания происходит не позже, чем через 2-5 (8-12) минут. Наиболее сложные задания предлагаются после 7 (15-ой) минуты занятия (урока). Последние 5 минут занятия (урока) малопродуктивны, поэтому в это время используются задания для снятия утомления с включением настольных игр, рисования, конструирования.
  3. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение педагога использовать их как возможности инициирования обсуждения;
  4. Чередование поз обучающихся. С целью повышения активности на занятии (уроке) оно проводится в режиме динамической позы, то есть коррекционный процесс проходит на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности (предложение Базарного В. Ф.). Логопедическое занятие планируется с таким расчетом, чтобы дети несколько раз за занятие организованно поднимались. Практический опыт показал, что детей без ущерба для учебного процесса можно переводить в положение «стоя» до трех раз (при продолжительности каждого стояния от 3 до 5—7 минут). В процессе обдумывания ответа дети свободно передвигаются по кабинету, не нарушая сам процесс ведения занятия. Они более спокойны, уверенны и уравновешены.
  5. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии (уроке). На протяжении всего занятия (урока) проводится несколько разноплановых здоровьесберегающих минуток, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести пользу своему организму. Их должно быть не менее 2, продолжительностью в соответствии с возрастными требованиями.
  6. Использование педагогом методов повышения этой мотивации учебной деятельности (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.)
  7. Наличие в содержательной части занятия (урока) вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения; сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
  8. Психологический климат на занятии, наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.
В логопедической работе используются разнообразные стимулирующие приемы здоровьесбережения, которые становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи эти приемы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Стимулирующие приемы здоровьесбережения:
  • элементы песочной терапии
  • элементы сказкотерапии
  • элементы цветотерапии
  • элементы музыкотерапии
  • приемы психотерапии

Комментариев нет:

Отправить комментарий